Функциональная грамотность
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 г. №219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 12.09.2019 г. № ТС-2176/04 “О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся”
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
- Распоряжение Комитета по образованию от 25.10.2023 г. №1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ школы № 199 Приморского района Санкт-Петербурга
- Памятка для родителей «Что такое функциональная грамотность?»
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность
|
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность
|
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность
|
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность
|
Cовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
Креативное мышление
|
Cпособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения |
Глобальные компетенции
|
Cочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Электронный банк заданий по ФГ: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление:http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 классов по математике и естественно-научным предметам.
Циклы исследования TIMSS:
1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015, 2019, 2023.
Краткая информационная справка об исследовании TIMSS
Демонстрационный вариант компьютерного теста для 4 класса
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
- Краткая информационная справка об исследовании PIRLS-2021
- Циклы исследования PIRLS: 2001, 2006, 2011, 2016, 2021
- Демонстрационные варианты компьютерных тестов на основе интерактивных текстов по модели e-PIRLS 2021
- Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной школы